Хор Турецкого проведет музыкальный марафон «Песни Победы»

Париж — Любляна — Вена — Берлин — Минск — Москва — Тель-Авив — Нью-Йорк… За десять дней восемь стран — таков маршрут музыкального марафона «Песни Победы», который проведут Хор Турецкого и SOPRANO. Марафон стартует 3 мая. О его программе рассказал «РГ» автор проекта и руководитель прославленных коллективов — Михаил Турецкий.

Проект «Песни Победы» был запущен в 2017 году. Как зародилась идея его создания?

Михаил Турецкий: На самом деле проект появился раньше. Впервые «Песни Победы» состоялись в 2015 году в рамках празднования 70-летия. Это был концерт на Поклонной горе 9 мая — около 150 тысяч человек пели с нами в едином порыве. А пришел я к этой идее от отца-фронтовика, от матери, которая работала медсестрой в госпитале. Папа прошел всю войну и вернулся пешком из Берлина в Москву. Всегда говорил, что он счастливчик: из ста человек, ушедших на фронт в первые дни войны, вернулись только трое. Отец — участник прорыва Ленинградской блокады. Прожил невероятно долгую жизнь — 97 лет. Когда мы праздновали его 95-летие (это было в 2008 году), я ему сказал: «Папа, у меня есть мечта — сделать концерт в Берлине». Он говорит: «Тебе этого никто не позволит». Я продолжаю: «На центральной площади, недалеко от Рейхстага, прозвучат песни Победы». И мы это сделали! 7 мая 2017 года, в километре от Рейхстага, на центральной площади Жандарменмаркт прозвучали песни о мире, подвиге и любви. Мы прошли все согласования, получили личное разрешение бургомистра, установили огромную сцену, экраны. Тогда нам удалось собрать более 20 тысяч человек. Народ взбирался даже на памятники, так как площадь была забита до отказа. Звучали и музыкальные комплименты: Легар, Имре Кальман, Иоганн Штраус, Моцарт, Россини. Фрагменты поп-музыки из репертуара группы «Квин» Фредди Меркьюри. Особым реверансом стала «Катюша» на немецком языке. Это была акция мира, дружбы, любви. «Бухенвальдский набат» стал ее центральным произведением. Люди слушали его стоя, не скрывая слез.

После концерта в Берлине вы поняли, что географию «Песен Победы» можно серьезно расширить?

Михаил Турецкий: Да. После 20 тысяч зрителей на Жандарменмаркт и 8 миллионов онлайн-просмотров в Интернете стало понятно, что проект имеет смысл развивать — и как историческую память, и как миротворческую акцию, и как народную дипломатию. Когда в мире наблюдается такая политическая турбулентность, самый устойчивый мост — культура. Этот мост помогает удерживать равновесие.

Ваш проект имеет в России государственную поддержку?

Михаил Турецкий: Да, и очень серьезную. Нас поддерживают и Министерство иностранных дел, и Министерство культуры РФ. Главным же нашим партнером здесь выступает правительство Москвы. Сергей Семенович Собянин считает, что таким образом Москва посылает флюиды мира в другие города. И я безмерно рад, что мы получили разрешение двинуть эту акцию в Европу, Израиль и даже в Соединенные Штаты Америки. В январе я полетел вместе с делегацией министерства иностранных дел в ООН. Присутствовал на заседании Совбеза. Меня там со всеми познакомили. И мы начали заблаговременно готовиться к реализации такого проекта, получать все необходимые согласования у вышестоящих органов местной власти. По своей сути это уникальное явление при нынешней ситуации в мировом сообществе… Международное название нашего проекта — Unity Songs («Песни, которые объединяют»).

Изменить название — это была просьба американской стороны?

Михаил Турецкий: Нет, это мы сами. Потому что хотим привлечь людей разных поколений, разных национальностей. Например, для молодежи советские песни могут быть не очень понятны. Поэтому мы создали международную программу Unity Songs. Она, конечно, «зацементирована» знаменитыми песнями о войне, мире и любви. Но там есть и хиты на французском, итальянском, английском. Специальные комплименты из репертуара Фрэнка Синатры и бродвейских мюзиклов. Через музыку мы посылаем месседж Нью-Йорку, что, несмотря на нынешнюю напряженность, Россия и Америка — два берега у одной реки. И эта река — река мира.

Американские визы уже получены, с ними не возникло проблем?

Михаил Турецкий: Большинство оценивали ситуацию скептически. Говорили мне: «Не теряйте время, здесь, в России, вы американские визы не получите. Езжайте в Казахстан, Белоруссию, даже на Украину, там вам скорее выдадут эти визы». Но чудо произошло! На этой неделе мы были в американском посольстве. Там сотрудники открыли базу и увидели, что коллектив «Хор Турецкого» с 1990 года 81 раз летал на гастроли в Соединенные Штаты Америки и никакой угрозы не представляет. В общем, сказали, что наши визы одобрены. Остается только через пару дней прийти за паспортами. То есть все решилось в кратчайшие сроки. Это реальное чудо!

По какому принципу определялись города, по которым пройдет марафон?

Михаил Турецкий: Ну, Париж — понятно, почему. Будем там петь песни союзников. Любляну нам посоветовали в нашем министерстве иностранных дел, поскольку в Словении тоже были союзнические войска и в этой стране очень трепетно и благодарно относятся к России. Вена потому, что «помнит Вена, помнят Альпы и Дунай…» Мы только до Будапешта еще не добрались, может быть, этот город откроется для нас в 2019 году. Братислава, я уверен, в 2019-м тоже примет нас. Мечтаем в Польшу поехать, но с ней пока есть сложности.

В афишах концертов (все они будут проходить на площадях) написано: «Вход свободный». Кассовая составляющая этого гастрольного тура — она существует хоть в каком-то объеме?

Михаил Турецкий: Никакой кассовой составляющей у «Песен Победы» нет. И принимающие стороны ни за что не платят.

Я могу объединить десятки тысяч человек, чтобы они пели вместе с нами

Кто же берет на себя расходы?

Михаил Турецкий: Проект представляет правительство Москвы. Это огромная для нас честь и в то же время ноша ответственности.

У вашего хора есть формат «Народное караоке». Он будет использоваться в программе марафона?

Михаил Турецкий: Один из высочайших принципов искусства — принцип сотворчества. Люди хотят участвовать в наших акциях. Хотят потанцевать на площади, спеть вместе с нами. Важно только найти правильный музыкальный формат, чтобы зрителям было удобно подпевать. Мы это тщательно прорабатываем. К тому же я по основной профессии — дирижер симфонического оркестра. И хормейстер. Так что тут все совпало. Я знаю, в какой момент надо взмахнуть рукой, чтобы люди запели. Я могу объединить десятки тысяч человек, чтобы они пели вместе с нами. И это невероятное счастье.

Михаил Турецкий планирует создать новый вокальный коллектив — детский хор

Руководитель «Хора Турецкого» и Soprano отметил, что в скором будущем появятся детские школы хорового искусства с обучением по авторской программе

НЬЮ-ЙОРК, 16 мая. /Корр. ТАСС Наталья Славина/. Основатель и руководитель арт-групп «Хор Турецкого» и Soprano Михаил Турецкий планирует создать новый коллектив — детский хор. Об этом народный артист России рассказал в интервью корреспонденту ТАСС по итогам мирового тура, посвященного Дню Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войне.

«Насчет создания детского коллектива я думаю всерьез, — отметил Турецкий. — Пока времени не хватает на это, но в скором будущем появятся детские школы хорового искусства с обучением по нашей авторской программе».

В то же время о создании смешанного хора из мужских и женских голосов, по его словам, речи пока не идет, поскольку «Хор Турецкого» и женский коллектив Soprano одновременно и дополняют друг друга, и занимают независимые ниши в сфере вокального искусства.

«Мы в балансе: коллективы гастролируют автономно и за очень редким исключением, под какое-то особое событие я собираю их вместе, — отметил худрук. — От такой самостоятельной деятельности мы ничего не теряем, ведь в «Хоре Турецкого» есть уникальные голоса».

Он привел в пример одного из солистов хора Михаила Кузнецова. «Мужское сопрано, один на миллион, — подчеркнул Турецкий. — Когда Кузнецов поет арию «Царица ночи», то люди даже не верят, что это мужчина».

Музыкант считает, что созданные под его руководством коллективы могут выполнить одну из важнейших задач — приучать слушателей к высокому искусству и одновременно бороться с популярной музыкой низкого качества.

«Вот именно в этом и заключается наша миссия — дать в простой и доступной форме выжимку лучших мировых хитов, — пояснил он. — Это как экспресс-курс по просвещению — безболезненно и приятно, без всякого «грузилова». В то же время здесь есть и немного классики, немного рок-оперы, тут и фрагмент из мюзикла, и хиты поп-музыки: такая вакцинация полезна даже подрастающему поколению».

Секрет популярности

Секрет популярности «Хора Турецкого» в мире художественный руководитель видит, прежде всего, в большой слаженности коллектива и постоянной учебе, практике и репетициях — сложной работе вне концертов, которая создает видимую легкость и гармоничность звучания на сцене. «Стоит признать, что в последнее время на рынке стали появляться похожие коллективы, которые пробуют действовать по нашему формату, взяв его за лекало, — отметил Михаил Турецкий. — Но тут ведь особенность еще в чем? Большинство солистов, наш костяк, поет в «Хоре Турецкого» уже более 27 лет — вдумайтесь, насколько спетый и слаженный организм, который работает, как часы». 

«У нас каждодневные репетиции по пять — шесть часов, а когда мы гастролируем, то перед каждым концертом у нас репетиция, обязательный check (проверка). Кроме того, наши солисты постоянно посещают уроки актерского мастерства, чтобы вжиться в образ, — сообщил музыкант. — Это колоссальный труд, на сцене мы выкладываемся на 200%, сгораем дотла и восстаем как птица феникс ради любви зрителя. Вот наш главный секрет».

Турецкий также заметил, что всем солистам хора уже более 40 лет. «Это — детородный возраст, когда мужчина может оплыть, отрастить живот, а может, и наоборот, оставаться Джеймсом Бондом, секс-символом. И вот тут всех приходится держать в ежовых рукавицах, — рассказал худрук. — Это — постоянные занятия фитнесом, йогой, скандинавская ходьба, посещение разного рода косметических услуг».

«Ведь мы выступаем на сцене и должны быть образцом с точки зрения внешнего вида. К тому же в нашем шоу большое значение имеет хореография — артисты должны классно двигаться. Поэтому я регулярно ставлю каждого на весы, и, если есть отклонение от нормы, то в дело вступают санкции», — добавил он.

«У нас есть нереализованная амбиция, и это прекрасно, именно она дает движение вперед, — заметил музыкант. — Потому что, если ты считаешь, что открыл уже все двери, то можешь попрощаться со званием артиста. Это труд, служение, отдача до последнего зрителю, который платит самым дорогим — своей любовью и временем».

Международный проект Unity Songs

С 3 по 12 мая «Хор Турецкого » и арт-группа Soprano осуществили большой международный проект, посетив восемь городов и выступив с девятью концертами, посвященными 73-й годовщине Победы. Во время марафона Unity Songs («Песни единства») в Париже, Любляне, Вене, Берлине, Минске, Москве, в израильском городе Ашдод, в зале Генеральной Ассамблеи ООН и в Нью-Йорке под открытым небом и совершенно бесплатно музыканты исполняли песни народов мира, арии из опер, попурри из знаменитых еврейских мелодий и, конечно, самые любимые соотечественниками военные песни — «Катюша», «Темная ночь», «Синий платочек» и другие. «Наш проект носит название Unity Songs — песни, которые объединяют, то есть своей музыкой мы говорим всем, что выступаем за мир, любовь, объединение мировых столиц в противостоянии войне и терроризму», — подчеркнул Турецкий.

По его словам, слушателями концертов за десять дней марафона стали 6 млн человек — как жителей городов, где выступали музыканты, так и те, кто слушал песни в прямом эфире в разных СМИ и в интернете. «В этом году мы установили собственный рекорд — за 10 дней проехали восемь стран от Парижа до Нью-Йорка. Нас даже прозвали музыкальным посольством, ведь в действительности этот проект объединяет, дает веру в светлое и мирное будущее, которого мы все хотим. И я безмерно рад колоссальной поддержке миллионов людей, которые стали участниками марафона — мы подбивали итоги и вышли на общую цифру около 6 млн человек, это невероятная команда, которая дает нам силы и вдохновения творить дальше».

На концерты, которые музыканты давали в рамках мирового тура, как считает Турецкий, приходили как давние поклонники коллективов, соотечественники, так и люди, находящиеся в смешанных браках. «Во время концертов мы говорим на разных языках. Главное — людям нужна эмоция, необходимо увидеть, что происходит в зале, и наши соотечественники создают нужную атмосферу. Тогда и иностранцам становится понятно, что для нас значит Победа», — уверен он.

Тема мира — основная в дипломатии и музыке

По мнению Турецкого, посвященный Победе марафон исключительно важен, поскольку «каждый житель планеты Земля просто обязан помнить о той войне, коснулось его страны это отдаленно или нет».

«При такой турбулентности, которая сейчас наблюдается в мировом сообществе, тема мира должна быть топовой в сознании людей, — подчеркнул он. — Мы должны налаживать мосты дружбы, и мы, артисты, делаем это через музыку. Необязательно даже понимать смысл каждого слова в песне или знать перевод, главное — чувствовать атмосферу, энергетику».

«На наших концертах иностранцы это улавливают и понимают, что, как говорится, never ever («чтобы никогда не повторилось» — прим. ТАСС) — мы никогда не должны допустить подобного <…>», — отметил он. «На своих концертах мы говорим о том, что Россия и Америка — это два берега у одной реки, реки Мира, о том, что сегодня надо объединяться, что Россия, Евросоюз, Казахстан, Израиль и США должны стать единым целом, чтобы сохранить наш хрупкий мир. Через музыку, доброту, искренность, духовность, эмоциональный подъем проще достучаться до людей, чем через сухую дипломатическую языковую исповедь», — считает Михаил Турецкий.

Он выразил особую благодарность правительству Москвы, МИД и Минкульту России за поддержку проекта. «Надеюсь, мы не подкачали, — заметил Турецкий. — И в следующем году будем продолжать расширять географию нашего проекта».

Великая Отечественная как история семьи

Сам Михаил Турецкий часто рассказывает своим детям о войне, о том, какой ценой она досталась соотечественникам. «Мои родители — участники ВОВ, прошли всю войну. Мама работала нянечкой в эвакогоспитале, отец — участник прорыва блокады Ленинграда, 900 дней провел в окопах, пешком дошел из Берлина в Москву в 1945 году», — напомнил он.

«Они — невероятной закалки люди, очень любили жизнь. И я считаю обязательным делиться этим с детьми, это — история нашей семьи, в том числе фундамент воспитания, — полагает музыкант. — Потери нашей страны составили более 25 млн человек! Вдумайтесь, какая ужасная трагедия, трагедия, которая коснулась, как минимум, пяти поколений, и мы должны беречь память и быть благодарными за мирное небо над головой».

«Хор Турецкого» состоит из 10 солистов, которые представляют всю палитру мужских певческих голосов. Коллектив исполняет песни более, чем на 10 языках, без фонограммы и может заменить своими голосами оркестр. Уникальный в мире музыкальный коллектив имеет необычайно широкий репертуар — от мировой классики до рока, от поп-музыки до оперы, от джаза до народных хитов.

Подробнее на ТАСС:
https://tass.ru/kultura/5204022

Михаил Турецкий: пообещал отцу-фронтовику спеть на площадях США и Европы

Песни Победы «Катюшу» и «Смуглянку» спели хором

Настоящий исторический марафон под названием «Песни Победы» провели с 3 по 12 мая Хор Турецкого и группа SOPRANO. Такое событие, когда песни, посвященные Великой Отечественной войне, прозвучали на центральных площадях многих стран, произошло впервые. За 10 дней известный коллектив выступил в Париже, Любляне, Вене, Берлине, Минске, Москве, Ашдоде, Нью-Йорке (ООН и Бэттери-парк). О том, как встречали в Европе и Америке дорогие каждому россиянину композиции, рассказал руководитель хора Михаил Турецкий.

— Михаил, ваши выступления больше привлекли внимания наших соотечественников или все-таки вы боролись за иностранную аудиторию?

— Мероприятия собрали в каждом городе по несколько десятков тысяч человек. Кроме наших соотечественников, было много иностранцев. Любимые песни нескольких поколений пели всем миром! В том числе «Катюшу», «Смуглянку» и даже «Хотят ли русские войны?» За 10 дней мы проехали восемь стран, пять поколений людей были вовлечены в эти выступления, включая детей и ветеранов. Люди, которые говорят на разных языках, слышали наши песни. Естественно, это не были песни только о войне и мире, были еще и другие интернациональные хиты, чтобы вовлечь в аудиторию не только русскоязычную публику: французов в Париже, американцев в Америке. Мы назвали эти концерты «Юнити Сонгс» — «Песни, которые объединяют». И по конкретным отзывам можно судить, что люди, которые не знали нашу страну, говорили, что Россия открывается для них после таких мероприятий совершенно с другой стороны. Они ранее не представляли народ, который поет вместе и плачет, и смеется тоже вместе. И для них этот проект полноценно раскрывает сущность русского человека, его душу.

Конечно, на такие мероприятия в основном приходят зрители, которые хорошо знают Хор Турецкого, но также и люди, находящиеся в смешанных браках, те, кто интересуется русской культурой. Чуть-чуть мы говорим на французском и английском, чуть-чуть на русском. Но главное — людям нужна эмоция, увидеть, что происходит в зале, и наши соотечественники создают нужную атмосферу. И иностранцам становится понятно, что значит для нас Победа.

— Как появилась идея этого марафона?

—В рамках марафона, который называется «Песни Победы», мы в прошлом году сделали концерт в Берлине. И он имел невероятный эмоциональный отклик: более 20 тысяч человек пришли на центральную площадь Берлина, что в километре от рейхстага. И одновременно 8 миллионов человек были в онлайн-просмотре на этом празднике. И всех поразило это выступление, потому что оно было из разряда невозможного. Песни Победы: «Катюша», «Смуглянка», «Бухенвальдский набат», «Ехал я из Берлина», «Три танкиста», — прозвучали в столице Германии. А это означает, что тот мир меняется. Я когда-то отцу-фронтовику, который прошел от Москвы до Берлина, был участником прорыва Ленинградской блокады и возвращался из Берлина домой пешком, обещал этот концерт. Тогда, в 2008 году, ему было 95 лет, и он сказал: «Тебе никогда не дадут такой возможности!» И вот мечта становится реальностью. А после того как столь успешно прошло все в прошлом году, мы решили расширить географию и сделали уже марафон. Это был подарок Правительства Москвы европейским столицам, Израилю и США. Акция состоялась при поддержке МИДа России.

— Чем знаменательны такие выступления?

— Отношение к России меняется на таких мероприятиях, и мы собираем полные площади людей. Например, мы выступали в Любляне. Словения — это страна НАТО, бывшая Югославия, но там есть памятники воинам-освободителям, погибшим в Первую и Вторую мировые войны. И они уважают и чтят эту победу советских солдат. Выступали в Вене, ну это понятно: «Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай». Берлин тоже был вполне закономерен. Дальше Израиль, место, где сегодня день 9 мая признан национальным государственным праздником. Следующее мероприятие — концерт в Зале Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке — у нас вообще было под угрозой срыва. Наш рейс отменили, сломался самолет. Добирались на перекладных, тремя самолетами со стыковками. В общей сложности 28 часов в пути, и мы в Нью-Йорке. Сразу из аэропорта мчались в ООН, не заходя в гостиницу. Нас полтора часа дожидались и сенаторы, и конгрессмены, и дипломаты разных стран, ветераны, просто русскоязычные гости. Мы были на адреналине, дали мощный концерт. Была комбинированная программа: концерт начался с песни Фрэнка Синатры «Нью-Йорк, Нью-Йорк», а потом мы пели «День Победы», «Подмосковные вечера», ну, конечно, были и арии из опер, и французские, и испанские шлягеры. Чтобы объединить людей. На следующий день, 12 мая, состоялось выступление в Бэттери-парке, это южная часть Манхэттена с видом на статую Свободы. Тут начинается Америка! Это было так впечатляюще: прозрачная сцена, сзади статуя Свободы, и мы говорим о том, что Россия и Америка — это два берега у одной реки, Реки Мира. И о том, что сегодня надо объединяться, что Россия, Евросоюз, Казахстан, Израиль и США должны стать единым целым, чтобы сохранить наш хрупкий мир. Через музыку, доброту, искренность, духовность, эмоциональный подъем проще достучаться до людей, чем через сухую дипломатическую языковую исповедь. И даже охранники, афроамериканцы, стали нашими друзьями. Я вернулся на таком подъеме: 3 мая был Париж и завершающий концерт в Нью-Йорке 12 мая.

— В перечне мест ваших выступлений значится еще и Москва. Чем-то отличался концерт в нашей столице от выступлений в европейских и американских городах?

— Был грандиознейший концерт на Белорусском вокзале, где мы собрали огромную аудиторию, даже на столбах путепроводов люди висели. Вся площадь была перекрыта и забита людьми. Там состоялось настоящее шоу с последними технологиями 3D-мэппинга. Фасад вокзала на время концерта ожил и стал отличным дополнением к нашей программе.

— Что стало самым главным моментом вашего марафона?

— Нам глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский посоветовал взять в репертуар песню Э.Колмановского и Е.Евтушенко «Хотят ли русские войны?», мы ее перевели на все языки тех стран, где мы выступали. И ее исполнение было апофеозом концерта.

Эта акция сильна тем, что на таких выступлениях происходит невероятный заряд позитива, обмен энергетикой, выстраиваются мосты дружбы и потом идут сумасшедшие круги по городу: статьи в прессе, просмотры в Интернете. И мы хотим двигаться дальше: в Будапешт и даже на Украину. В День Победы надо приехать в Киев, нельзя проигнорировать тот факт, что там прошло шествие «Бессмертный полк», а значит, они хотят восстановить отношения, и мы в этом смысле на их стороне.